Афазия – формы, восстановление речи, классификация, симптомы, лечение

Основная причина этого заболевания – органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Факторы, которые могут спровоцировать развитие недуга, способны влиять на функцию речи лишь в тот период, когда последняя уже полностью сформирована. Помимо этого, затрагиваются различные формы речи.

Наиболее частыми причинами афазии являются:

  • ишемический инсульт;
  • геморрагический инсульт.

Афазический синдром чаще наблюдается у тех пациентов, которые перенесли именно геморрагический инсульт. Особенно это касается смешанной и тотальной форм. Если перенесен ишемический инсульт, афазия развивается совершенного иного типа.

Классификация: виды афазии

Правильное определение вида недуга позволит лечащему врачу составить оптимальную тактику лечения этого заболевания, сформировать прогноз. Существует несколько квалификаций, однако наиболее распространенной является та, автор которой — А. Р. Лурия. Он выделяет такие виды афазии:

  1. Сенсорная афазия, или афазия Вернике. Поражаются сенсорные зоны, которые расположены в верхних участках височной извилины головного мозга. Для этого вида заболевания характерны нарушения фонетического слуха. Выражается это тем, что больной путает некоторые звуки. Это приводит к тому, что слова, которые пациент слышит, для него абсолютно непонятны. Если поражение тяжелое, то помимо нарушения фонетического слуха страдают и другие стороны речи: экспрессивная и импрессивная, а также человек не может читать и правильно записывать слова.
  2. Акустико-мнестическая афазия. Основная причина – поражение средней трети височной извилины. При этом виде заболевания в первую очередь страдает слухоречевая память, то есть человек понимает то, что ему говорят, но запомнить это не может. Читать и списывать информацию он может без проблем. В связи с такими расстройствами речь становится более скудной, часто можно наблюдать пропуски существительных или их замену на другие похожие слова.
  3. Афферентная моторная афазия развивается вследствие поражения нижних участков постцентральной коры головного мозга. Как видно по названию, проблемы могут быть связаны не только с речью, но и с движениями. В частности, больной имеет сложности с артикуляционными движениями. При тяжелых нарушениях пациент может выговаривать лишь некоторые звуки. Эта форма характеризуется также тем, что больной говорит лишь некоторые слова, которые до болезни были часто в использовании. При внешнем осмотре артикуляционного аппарата можно заметить, что человек не владеет своим языком, например, не может дотронуться им до губ или надуть щеки.
  4. Эфферентная моторная афазия связана с нарушениями в области Брока. Расположена она в нижних участках премоторной зоны головного мозга. Нарушения заключаются в следующем: проблемы с переключением с одной артикуляционной формы в другую. Если поражение легкое, то больной выбирает те слова, которые имеют одинаковые слоги. Также часто встречаются стереотипные выражения, так называемые эмболы. Именно из них и может состоять весь разговор. У такого человека речь может напоминать телеграмму, то есть между словами делаются паузы, отсутствуют глаголы. Если нарушение этой части мозга серьезное, речь состоит из отдельных звуков. Страдает и письменная речь человека.
  5. Оптико-мнестическая, или амнестическая афазия является следствием поражения височно-затылочных участков левого полушария. Основное проявление: нарушена связь между словами и их значениями. Например, для названия определенного предмета может уйти некоторое время, это становится причиной пауз в разговоре.
  6. Динамическая афазия (что это такое, описано выше). При этой форме заболевания поражены премоторные участки головного мозга, которые расположены около зоны Брока. У такого больного нарушена целостность высказывания, самостоятельная речь при этом отсутствует. Ответы такого пациента односложные, последние слова часто повторяются при разговоре.

Общие сведения

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Классификация

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии — с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

  1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
  2. Афферентная моторная афазияразвивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
  3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, — нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, — утрата понимания обращенной речи.
  4. Акустико-мнестическая афазияявляется следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
  5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
  6. Динамическая афазияпатогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте — проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Классификация и симптомы афазии

Существуют различные классификации форм афазии.

В классификации А.Р. Лурии выделяются следующие формы афазии:

  • афферентная моторная афазия – связана с поражением нижних теменных отделов, задних отделов двигательного анализатора;
  • эфферентная моторная афазия – связана с поражением заднелобных участков коры — зоны Брока);
  • динамическая афазия – связана с поражением отделов мозга, которые располагаются спереди от зоны Брока и речевой зоны Пенфилда;
  • сенсорная афазия — связана с поражением зоны Вернике верхней височной извилины;
  • семантическая афазия связана с поражением теменно-височно-затылочной зоны мозга;
  • акустико-гностическая сенсорная афазия связана с поражением средней височной извилины.

Самым тяжелым речевым расстройством является афферентнаямоторная афазия. Больной афазией данной формы не может по заданию совершать движения губами, языком, другими артикуляционными органами (оральная апраксия). Но непроизвольно эти движения могут выполняться. Оральная апраксия составляет основу артикуляционной апраксии, которая непосредственно связана с произношением звуков.

Артикуляционная апраксия проявляется:

  • отсутствием артикулирования речи;
  • искажением воспроизведения артикуляционных поз;
  • поисками артикуляции.

Также при данной форме афазии нарушены и другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазияпроявляется разорванной речью, которая сочетается с застреванием на фрагментах высказывания. Данные недостатки произносительной стороны речи ведут к системным расстройствам письма, чтения, понимания речи (частично). Больные афазией в этом случае с легкостью произносят звуки, но затрудняются в произношении слов и предложений.

При динамической афазииречевой дефект проявляется в виде речевой инактивности и аспонтанности. Трудности в произношении не значимы. Речь больных афазией динамической формы бедна, с преобладанием односложных ответов, нарушается речевое программирование или наблюдаются расстройство грамматического структурирования.

Основным симптомом семантической афазии являетсяимрессивный аграмматизм – неспособность к пониманию сложных логико-грамматических речевых оборотов.

Сенсорная акустико-гностическая афазия выражается грубым расстройством фонематического слуха, то есть происходит нарушение понимания устной речи. На начальных этапах развития афазии больной воспринимает речь другого человека как некий поток звуков. При менее выраженном расстройстве или на более позднем этапе болезни присутствует частичное понимание речи, точное восприятие подменяется догадками. Для больного разные слова могут звучать одинаково, либо одно и то же слово он по-разному воспринимает. В результате происходит расстройство самоконтроля речи, возникает компенсаторное многословие. Наиболее сохранной речевой функцией остается чтение.

Сенсорная акустико-мнестическая афазия проявляется в сфере мнестической слуховой деятельности. У больного утрачивается способность к сохранению в памяти информации, воспринятой на слух. Также наблюдается уменьшение объема запоминания. Все это вызывает трудности в понимании развернутых текстов, в которых задействована слухоречевая память. Симптом афазии в собственной речи проявляется словарным дефицитом.

В классификации Вернике-Лихтгейма выделяются следующие формы афазий:

  • корковая моторная афазия Брока (близка к моторной афазии Лурии);
  • субкортикальная моторная афазия (близка к афферентной моторной афазии);
  • транскортикальная моторная афазия (близка к динамической афазии);
  • корковая сенсорная афазия Вернике (акустико-гностическая сенсорная);
  • субкортикальная сенсорная афазия – характеризуется грубым нарушением узнавания звуков речи, полным непониманием речи при сохранненном слухе на неречевые раздражители.
  • транскортикальная сенсорная афазия (акустико-мнестическая сенсорная афазия).

Состояние афазии, как правило, сопровождается нарушениями функций, связанных с речью – чтения, письма. При любой форме заболевания не наблюдается нарушения лишь звуков речи, либо только слов или фраз. Не встречаются также и изолированные нарушения лишь устной или письменной речи.

Данное расстройство функции речи является системным. Но при одной форме на первое место выходит нарушение звуков, а нарушения в словах, фразах, чтении, письме являются следствием первичного дефекта; а при другой — страдают слова, а другие расстройства уже вытекают из данного нарушения.

Внезапное нарушение речи или афазия

Афазия – это полное или частичное расстройство речи, возникшее по разным причинам. Диагностикой отклонения занимаются неврологи, психологи и логопеды. Заболевание может возникать у взрослых и детей. Классификация афазий осуществляется по этиологическому фактору и неврологической симптоматике. От этого зависит течение патологии, прогноз и терапия.

Причина патологии заключается в образовании патологических зон в участках головного мозга, отвечающих за формирование речи. К характерным признакам афазии относят нарушение произношения звуков, скудный словарный запас, проблемы с грамматикой, тяжелое восприятие устной речи и письма. Кроме того, страдает двигательная активность и психологическая сторона личности пациента.

Диагностика афазии

Для выявления моторной и сенсорной афазии используют изучение устной и письменной речи. Диагностические методы включают в себя изучение:

  • Способности чтения и понимания прочитанного;
  • Разговорной речи, рассказа, повторения и автоматической речи, включающей в себя месяцы, числа, стихи;
  • Понимания устной речи;
  • Письменной речи, включающее в себя списывание, диктант и пересказ;
  • Грамматического строя, богатства или бедности речи.

Также одним из важных диагностических факторов является желание больного афазией говорить.

Прогноз и профилактика афазии

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Терапия речевого расстройства

Медикаментозная схема лечения зависит от этиологии отклонения. Только после устранения причины афазии начинают коррекционную реабилитацию больного. Положительное влияние на восстановление речи оказывает физиотерапия, массаж. В процессе сеансов отмечается расслабление мускулатуры органов речи, устранение спазма губ, улучшение притока крови. Таким образом происходит общее оздоровление организма, улучшение психоэмоционального состояния.

Логопед составляет комплекс упражнений, основываясь на типе отклонения. Чтобы не допустить фиксации речевой патологии, реабилитацию необходимо начинать как можно раньше после ее выявления. Курс лечения может длиться 2-4 года.

Прогноз полного восстановления речи зависит не только от своевременного обращения к врачу. Имеет значение общее состояние здоровья пострадавшего, его возраст (взрослый или ребенок), механизм возникновения и локализация очага.

Лечение начинают с восстановления способности человека произносить звуки, затем слова и фразы. Классификация по симптоматике предназначена, чтобы обуславливать состав комплексной терапии. Для облегчения понимания может потребоваться использование наглядности, больного просят отвечать жестом на вопросы, выполнять простые задания и показывать на картинках предметы.

Чтобы восстановить слухоречевой вид памяти при мнестической афазии, работают над зрительным восприятием, отрабатывают чтение и навыки письма. Моторная форма лечится обучением различия между предлогами, наречиями. Вспоминают значение антонимов и синонимов. Для этого просят придумать с их использованием предложения. Также разбирают значение слов, использованных в переносном смысле. Коррекция семантической патологии заключается в обучении сложным и развернутым предложениям, ориентации во времени и пространстве.

Обратите внимание! Задание нужно давать больному афазией спокойным голосом, четко, громко. Чтобы он его понял, речь должна быть максимально простой.

На лечение лучше реагируют дети и молодые люди. В молодом возрасте реабилитация проходит более успешно и быстро, чем у пожилых людей. При обширных очагах поражения в головном мозге может оставаться стойкий дефект речи, который не поддается коррекции.

Симптомы

Несмотря на то что есть разные формы афазий, заподозрить заболевание можно по общим признакам для всех форм. Стоит обратить внимание на:

  • произношение звуков;
  • стиль речи (при афазии он напоминает телеграф);
  • есть ли в речи длинные паузы, которые при этом немотивированны;
  • гипофонию, а именно переход во время разговора на тихий голос, практически шепот;
  • нарушения темпов и ритма разговора;
  • произношение несвязных звуков;
  • нарушения письма;
  • невозможность вспомнить названия предметов;
  • нарушения счета и других операций с цифрами;
  • повторение слов, которые были в чужом высказывании, причем повторение бездумное, машинальное.

Диагностика

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

  • Неврологическая диагностика. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
  • Обследование речи при афазии. Включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическое обследование. Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

Причины развития афазии

Основными причинами возникновения афазии являются:

  • Травмы мозга;
  • Инсульт;
  • Деменция;
  • Инфекционные заболевания мозга;
  • Опухоли мозга.

Формы афазии: причины и проявления болезни

Согласно классификации А. Р. Лурии можно выделить различные формы афазии:

  • Эфферентная моторная афазия (иначе афазия Брока – по имени врача, описавшего симптомы заболевания) возникает на фоне поражения нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга. Моторную афазию характеризует телеграфный стиль высказываний (распад грамматики), а также трудности в переключении с одного слова или словосочетания на другое. Еще одной характерной особенностью проявления моторной афазии являются нарушения письма и чтения;
  • Для проявления динамической афазии характерна невозможность построения внутренней программы высказывания (распад внутренней речи). Это расстройство вызывает поражение префронтальной области левого полушария;
  • В основе сенсорной афазии (иначе афазия Вернике) лежит поражение коркового отдела слухового анализатора. При сенсорной афазии больной теряет способность интерпретировать услышанную речь;
  • К развитию афферентной моторной афазии приводит поражение теменной и задне-центральной областей коры. При этом больные афазией испытывают затруднения из-за невозможности различать близкие по артикуляции звуки по причине неправильно подобранной артикуляционные позы, что приводит к смешиванию артикулем внутри группы;
  • Оптико-мнестическую афазию характеризует слабость зрительных образов слов и нарушение зрительной памяти. Больные афазией испытывают трудность в назывании слов;
  • Акустико-мнестическую афазию вызывает сужение объема слухоречевой памяти и нарушение объема удержания слухоречевой информации;
  • Амнестическую афазию вызывают поражения теменно-височной области, а основная трудность состоит в назывании знакомых предметов;
  • Семантическую афазию характеризуют дефекты симультанного синтеза и анализа речи, а также нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, которые описывают пространственные отношения.

Упрощенно классификацию форм афазии можно свести к:

  • Моторной, когда больной афазией понимает речь, но не может говорить;
  • Сенсорной, когда больной не понимает смысл слов, но может произносить фразы и слова.

Общей отличительной чертой больных афазией является бедность речи, в которой они крайне редко употребляют наречия, прилагательные, описательные обороты, а также они практически не используют поговорки и пословицы.

Классификация форм

Формы афазии отличаются различными анатомическими, психологическими и лингвистическими характеристиками. Также различают моновиды и смешанные типы нарушения. Классификация афазий по Лурия занимает ведущее место в медицине на текущий период времени. А. Р. Лурия является основоположником нейрогенной психологии в России. Согласно классификации, выделяют такие виды расстройств речи: моторный, эфферентный, афферентный, акустико-гностический (мнестический, семантический, мнемический) и динамический.

Таблица с характеристиками патологии по основным видам

Наименование расстройства Локализация Симптомы
Эфферентная моторная афазия Зона Брока Нарушение артикуляции. Больной произносит отдельные звуки, но не соединяет их в слова. При тяжелом течении болезни он общается с помощью жестов и мимики
Афферентная моторная афазия Нижний отдел постцентральной извилины Затруднение произношения звуков
Сенсорная афазия (акустико-гностическая) Задняя треть верхней височной извилины, или зона Вернике Пациенты не способны различать звуки между собой, ухудшение восприятия речи в связи с отклонениями от нормы в процессах анализа и синтеза информации. Не могут произнести сложные слова, речь путанная. Теряют способность чтения вслух и письма, говорят на «своем» языке
Амнестико-семантическая афазия Переднетеменной или задневисочный отдел Ухудшение памяти и, как следствие, сбой в характеристиках предметов, совершении действий
Динамическая афазия Префронтальная область Невозможность правильно высказаться, проблемы с реализацией речи. Пациент общается с помощью обрывков фраз и отдельных слов. В предложениях слова не склоняет по падежам
Амнестическая афазия Теменно-височная область Больной не помнит названия предметов из привычного обихода. Не понимает значения фраз с переносным смыслом. Например, «золотые руки» воспринимается буквально. Могут разговаривать глаголами
Семантическая Теменная доля Пациент поддерживает диалог, выполняет просьбы, но теряется во времени и пространстве. Не понимает смысл предлогов в глаголах, они для него равнозначны. Не в состоянии осмыслить значение пословицы, слов с переносным смыслом

Описание смешанных форм патологии совпадает с их симптомами в отдельности. Для любого типа отклонения характерно нарушение речи.

Причины заболевания

Центры, связанные с формированием и развитием речи, находятся в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры головного мозга. Повреждение этих зон ученые и связывают с развитием разных форм афазии. Оно может наступить в результате травмы головного мозга, воспалительного процесса, развития опухоли, сосудистых заболеваний или нарушения мозгового кровообращения. При этом характер повреждения накладывает свой отпечаток и на проявления афазии.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

  • при эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов;
  • при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем;
  • при акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи;
  • при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти;
  • при амнестико-семантической афазии основная задача — преодоление импрессивного аграмматизма;
  • при динамической афазии – преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляция речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Особенности течения недуга

Причины заболевания также влияют и на течение афазии. Помимо этого, влияние оказывают обширность и локализация поражения мозга, премобидный фон (состояние организма до момента заболевания) и компенсаторные возможности пациента. Например, если причиной афазии является кровоизлияние в мозг, то тяжесть заболевания будет более высокой, чем при атеросклерозе или тромбозе.

Лечение афазии

Лечение болезни, а также восстановление речи при афазии заключается в терапии основного заболевания, которое привело к данным нарушениям.

В случаях, когда причиной ухудшения речи была травма или инсульт, в восстановлении помогают врачи-логопеды. Как правило, подобное лечение начинается после стабилизации физического состояния человека.

Иногда полное восстановление речи при афазии наблюдается даже без лечения, что характерно для состояний, вызванных кратковременным нарушением притока крови к мозгу.

Видео с YouTube по теме статьи:

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Прогноз лечения

На процесс выздоровления могут повлиять многие факторы, в частности, причины возникновения заболевания, возраст пациента, тяжесть органического поражения того или иного участка головного мозга. Например, больные афазией в молодом возрасте имеют больший шанс на успешное выздоровление, чем пенсионеры.

Помимо этого, успех лечения такого заболевания, как афазия (что это такое, описано выше), зависит и от квалификации специалиста, и от той помощи, которую оказывают родственники больного.

Афазия

Афазия – системное нарушение, которое характеризуется потерей способности говорить, что происходит по причине повреждения речевых зон головного мозга.

Восстановление речи при афазии

Успех лечения зависит от сохранения и восстановления функций головного мозга. К примеру, после ишемической атаки или микроинсульта, когда приток крови к мозгу восстанавливается после кратковременного нарушения, афазия проходит без лечения. Восстановление речи при афазии в этом случае может наступить через несколько часов или дней. К сожалению, в большинстве ситуаций оно бывает не быстрым и не полным. Если признаки нарушения сохраняются, для восстановления речи при афазии применяются логопедические методики, которые требуют порой многолетнего лечения.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Другие причины

К другим причинам можно отнести:

  • новообразования в головном мозгу, в частности как злокачественные, так и доброкачественные опухоли;
  • оперативное вмешательство в черепную коробку;
  • воспалительные процессы в головном мозгу, например, энцефалит, абсцесс или лейкоэнцефалит;
  • заболевания центральной нервной системы, которые прогрессируют, например болезни Пика и Альцгеймера;
  • черепно-мозговые травмы.

Особенности диагностики

При обнаружении любых нарушений речи необходимо сразу обратиться к врачу для консультации и постановки диагноза. Занимаются этим невропатолог, нейрохирург, психиатр, дефектолог, логопед. Только специалист может поставить диагноз «афазия» (что это такое, описано в начале статьи).

Процесс диагностики включает в себя следующие процедуры и методики:

  • томография головы (магнитно-резонансная или компьютерная);
  • УЗИ сосудов шеи и головного мозга;
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • магнитно-резонансная ангиография;
  • люмбальная пункция;
  • проверка устной и письменной речи больного с использованием специально разработанных методик.

Помимо этого, оценивается слуховая память.

Также требуется дифференциальная диагностика с целью исключения наличия дизартрии, алалии, тугоухости. Для этого проводится комплексная диагностика. И только затем происходит окончательная постановка диагноза.

Основы профилактики

Полностью предотвратить афазию вряд ли получится, а вот значительно снизить риск ее развития вполне реально. Меры профилактики в большинстве случаев направлены не на предупреждение самого заболевания, а на предотвращение появления причин, которые его провоцируют. То есть проводится профилактика инсультов и других возможных органических поражений мозга. Вот почему стоит регулярно проходить церебральное диагностическое обследование, что позволит выявить опухоли на ранних стадиях развития или другие заболевания мозга.

Помимо этого, рекомендуется вести такой образ жизни, который уменьшает риск возникновения черепно-мозговых травм, а также сразу же обращаться за консультацией специалиста при обнаружении первых признаков нарушения речи.

Причины развития

Этиология афазии связана с нарушением процессов в речевых центрах коры головного мозга, причем возникают они после полного ее формирования. На первом месте в патогенезе развития этой патологии находится инсульт. И геморрагический, и ишемический связаны с нарушениями кровообращения в сосудах. Может возникать моторная или сенсорная форма афазии, или комбинированный вариант.

На втором месте стоят органические процессы в головном мозге – ЧМТ, энцефалит, менингит, абсцесс, опухоль, перенесенные нейрохирургические вмешательства. Также принимают во внимание при диагностике болезни центральной нервной системы с хроническим течением: болезнь Альцгеймера, Пика, «коровье бешенство».

Относительным образом влияют на внезапное нарушение речи и другие факторы:

  • патогенетическая предрасположенность;
  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • гипертоническая болезнь;
  • отравление токсинами;
  • хронические соматические дисфункции;
  • ревматизм сердца;
  • ишемия миокарда.

Риск развития афазии повышается в преклонном возрасте и обусловлен физиологическими процессами. Тяжесть протекания болезни, динамика зависят от локализации поражения и размеров очагов, причины, ее вызвавшей. Так, более медленным развитием отличается афазия при опухолях головного мозга, а острая церебральная недостаточность кровообращения вызывает нарушение мгновенно.

Факторы риска

Не всегда то или иное событие провоцирует развитие афазии, поскольку существуют определенные факторы риска, при наличии которых вероятность заболевания значительно повышается. К таковым относят:

  • пожилой возраст (восстановление речи у молодых людей проходит значительно быстрее, чем у пожилых);
  • развитие гипертонической болезни;
  • церебральный атеросклероз;
  • разного рода травмы головы (причем даже давние);
  • пороки сердца ревматического характера.

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

  • Инсульты. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, — тотальная, моторная или сенсорная афазия.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы головного мозга.
  • Воспалительные заболевания мозга:энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс.
  • Опухоли головного мозга: глиомы, глиобластомы, астроцитомы и др.
  • Хронические прогрессирующие заболевания ЦНС: очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика).
  • Операции на головном мозге: удаление опухолей, эвакуация внутримозговых гематом.

Разновидности заболевания

У больных афазией речевые расстройства могут принимать разные формы, проявление которых зависит от локализации и степени поражения головного мозга:

  • Моторная афазия или афазия Брока. Речевое расстройство, которое возникает при поражении двигательного речевого центра, также называемого центром Брока. Больной афазией начинает выражаться в телеграфном стиле, с трудом переключается с одного слова на другое, заменяет одни звуки другими, демонстрирует грубые нарушения чтения и письма.
  • Динамическая афазия. При этой форме афазии больной не может построить внутреннюю программу высказывания. Это явление называют распадом внутренней речи, оно возникает по причине поражения префронтальной области левого полушария у правшей.
  • Афферентная моторная афазия. В основе заболевания – поражение задне-центральной и теменной областей коры. В речи это выражается тем, что больной афазией не различает близкие по артикуляции звуки, например картофель-кардофель. При моторной афазии человек путает артикуляционные ощущения.
  • Сенсорная афазия или афазия Вернике. При этой форме заболевания возникает нарушение звукового состава слов.
  • Акустико-гностическая афазия. Разновидность нарушения, когда больной утрачивает способность интерпретировать звуки речи.
  • Акустико-мнестическая афазия. У больного сужается объем слухоречевой памяти, он не способен удерживать в голове весь комплекс слухоречевой информации.
  • Оптико-мнестическая афазия. Разновидность заболевания, при которой у больного нарушается зрительная память, и он испытывает слабость в создании зрительных образов слов.
  • Амнестическая афазия. Заболевание связано с поражением теменно-височной области и вызывает трудности в назывании предметов. Больной афазией этой формы знает их назначение, но забывает название.
  • Номинальная афазия. Похожа на амнестическую и тоже связана с затруднением называния предметов, но является симптомом болезни Альцгеймера.
  • Семантическая афазия. Связана с дефектами симультанного анализа и синтеза речи. Больной утрачивает способность понимать сложные логико-грамматические конструкции.

В упрощенной классификации применяются лишь две формы афазии – моторная и сенсорная. Под моторной афазией понимается состояние, когда пациент хорошо понимает устную речь, но не может произносить слова и фразы. Полностью осознавая произнесенную окружающими речь, больной с трудом пользуется предлогами и артиклями, путается во временах и падежах.

При моторной афазии пациенту трудно переключаться со слова на слово и даже со слога на слог, поскольку его речевые стереотипы становятся инертными. Ему все труднее становится искать нужные слова и даже их синонимы. При моторной афазии больным сложно произносить связные фразы, сохраняя смысл высказывания.

Под сенсорной афазией понимается состояние, когда больной не понимает речь, но может произносить слова и фразы. Про него говорят, что он испытывает глухоту на слова. Больной сенсорной афазией и вправду не различает звуковой состав слов. И тогда при правильном повторении слова возникает феномен «отчуждения смысла слова». Сенсорная афазия – довольно странное состояние, при котором родной язык звучит как иностранный. Речь при этом становится бессмысленной. Хотя сенсорная афазия не мешает выполнять односложные слова и команды.

Диагностика заболевания

Перед постановкой диагноза пациенту назначат полное обследование после визуального осмотра невролога и психолога. Для выявления причины речевой афазии применяют инструментальные методы исследования: КТ и МРТ головного мозга, ультразвуковую диагностику сосудов шеи и головы, при наличии эпилептического приступа в анамнезе − ЭЭГ. Может потребоваться люмбальная пункция.

Логопед выявляет характер нарушений речи, в неврологии оценивают такие характеристики, как праксис, слухоречевую память, интеллект, зрительный гнозис. Важным этапом диагностики является проведение дифференциации с алалией, дизартрией и тугоухостью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Айболит