Дислалия – формы, причины, лечение, признаки, коррекция

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Виды и формы, причины и лечение дислалии

Дислалия — патология, при которой наблюдается ненормальное воссоздание звуков. Дети и подростки с таким расстройством не могут правильно воссоздать речь, они её искажают, смещают звуки или не произносят вообще.

Такое нарушение приводит к проблемам с написанием букв, текстов, более серьезным осложнениям. Согласно международной классификации болезней (МКБ-10) дислалия относится к коду F80.0 и F80.1: специфическое расстройство речевой артикуляции, расстройство экспрессивной речи соответственно.

Выделяют две формы дислалии:

  1. сложная — нарушено восприятие и воспроизведение больше четырех звуков;
  2. простая — характеризуется однотипным нарушением: мономорфным (только гласные или согласные) и полиморфным (гласные и согласные).

В логопедии для классификации дислалии по звукам есть специальная таблица нарушений. За основу был взят греческий алфавит:

  • йотацизм — неправильное произношение слов, где есть звук «Й»;
  • ротацизм — неправильное произношение или замещение звука «Р»;
  • хитизм — проблемы с распознанием и произношением звуков «Х» и «К»;
  • каппацизм — трудности с произношением слов, где есть «К»;
  • гаммацизм — неправильная дифференциация звука «Г»;
  • сигматизм — нарушение произношения или замещение шипящих и свистящих;

Опасность дислалии заключается в том, что на ее фоне могут возникнуть сложные совокупные дефекты произношения и распознания звуков. В том случае, когда у пациента диагностирована комбинированная дислалия с фонематическим отклонением, в диагнозе будет присутствовать «пара», например, парайотацизм.

Лечение дислалии

Весь принцип лечения дислалии основан на коррекции речи, которая проводится в три этапа:

  1. Подготовительный (зависит от формы дислалии, например, при механической эта стадия подразумевает устранение анатомических дефектов);
  2. Этап формирования первичных навыков произношения;
  3. Период становления коммуникативных навыков.

Заниматься с ребенком должен логопед, причем не реже 3-х раз в неделю, но и дома следует выполнять выданные им задания. Курс коррекции может длиться до 6 месяцев.

Классификация дислалии

Две основные группы в том заболевании — механическая (органическая) и функциональная дислалия, первая связана с дефектами анатомического строения органов речи, вторая с социальными факторами или нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга (они обратимы).

Коррекционные меры

Время проведения коррекции напрямую зависит от источника появления патологии. Если форма механическая, то стоматолог сразу начнет коррекцию дефекта.

При функциональной форме дислалии лечение проводится у логопеда в несколько этапов. На протяжении этого времени будет проходить развитие речи, а также памяти больного. Затем упор будет сделан на запоминание, правильное воспроизведение звуков. Обычно при простой форме дислалии на коррекцию уходит до 3 месяцев, редко около 6.

Многое зависит от того, как развилась болезнь и по какой причине. Так, если повреждены кости, мышцы, то лечением займется хирург. При проблемах с зубами корректировать дефект будет стоматолог. Если причина кроется в неправильном развитии речевого аппарата, то лечение осуществляет логопед.

Кроме того, болезнь возникает в результате проблем со звукоулавливающим аппаратом. В таком случае нужно обратиться к оториноларингологу.

Коррекция современного типа происходит на протяжении следующих этапов: подготовительный, формирование навыков речи, развитие коммуникативных способностей. На первом этапе выполняется коррекция губ, языка, посещение ортодонта при механическом виде заболевания.

Если патология функциональная, врач развивает речевую моторику с помощью гимнастики для губ и языка. На втором этапе больной, наблюдая за тем, как слова произносит доктор, учится правильному воспроизведению звуков.

Дополнительно происходит обучение автоматическому составлению слогов, предложений, текстов. На последнем этапе развивается умение правильно общаться с собеседником: воспроизведение звуков без ошибок, правильная постановка букв в словах, предложениях.

Формы дислалии

В зависимости от количества дефектных звуков у ребенка выделяют простую и сложную дислалию.

Простая дислалия характеризуется наличием в произносительной речи не более чем четырех дефектных звуков. При сложной дислалии – таких звуков пять и более.

В зависимости от характера дефекта произношения звука выделяют следующие формы дислалии:

  • Ротацизм. Характеризуется неправильным произношением твердого и мягкого «р»;
  • Сигматизм. Проявляется недостатком произношения свистящих и шипящих (эта форма дислалии считается одной из самых распространенных);
  • Ламбдацизм. Выражающийся неправильным произношением твердого и мягкого «л»;
  • Нарушения произношения небных звуков. Каппацизм (дефекты выговаривания твердого и мягкого «к»), гаммацизм (недостатки произнесения твердого и мягкого «г»), хитизм (расстройства произношения твердого и мягкого «х»), йотацизм (нарушения выговаривания звука «й»);
  • Дефекты озвончения и оглушения. Первые выражаются в виде замены звонких согласных звуков парными глухими, вторые – наоборот;
  • Дефекты смягчения и твердости. В первом случае ребенок заменяет мягкие согласные звуки парными твердыми, во втором – наоборот.

Дислалия — функциональная форма

В дошкольном возрасте ребенок встречается с различными заболеваниями, некоторые из них могут быть серьезными, другие же нет.

Ребенок может столкнуться с такой проблемой, как неправильное произношение определенных звуков. Такое нарушение называется дислалия.

Диагностика

Подтвердить нарушение можно только на осмотре у логопеда. Врач проведет обследование на звукопроизношения и артикуляционную группу.

Также проходит осмотр мимической и жевательной части лица, исследуется подвижность органов речевого аппарата. В диагностику входит обследование речевого дыхания.

Врач ведет обследование при помощи определенных картинок с изображением предметов и групп предметов. В процессе работы выявляются недочеты в произношении. С помощью картинок происходит обследование слоговой структуры.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

  1. Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Виды дислалии

Применяемые методы коррекции для борьбы с патологией напрямую зависят от её классификация. Разделение осуществляется с учётом нарушений произношения звуков. Врачи выделяют два основных вида дислалии: механическую и функциональную. Первая обусловлена анатомическим дефектом артикулярного аппарата. 2 развивается в результате воздействия социальных факторов. Все виды патологии и их характеристики напрямую зависят от физического состояния ребёнка.

Функциональная дислалия в свою очередь делится на сенсорную и моторную. В первом случае наблюдаются нейродинамические сдвиги в речи и слуховом анализаторе. Моторная дислалия обычно представляет собой возрастное нарушение речедвигательного анализатора. При патологии движение языка и губ ребенка становятся неточными. При этом слуховое восприятие продолжает оставаться нормальным. Нередко разновидности патологии совмещаются, образуя комбинированную форму.

В зависимости от того, какое именно количество звуков искажается, речевые дефекты в свою очередь делятся на простые и сложные. Иногда их именуют мономорфными и полиморфными. В первую категорию включают нарушения, при которых человек неправильно произносит только один звук. В случае сложной дислалии перечень нарушений больше. Патология нередко встречается у детей дошкольного возраста.

Существует несколько разновидностей нарушения. В зависимости от них меняется симптоматика и особенности борьбы с патологией.

Артикуляторная дислалия

Артикуляционная дислалия является одной из функциональной разновидности заболевания. Патология в свою очередь делится еще на 2 группы — артикуляционная фонетическая и артикуляционная пневматическая. Первый вариант заболевания обуславливается неверным расположением органов артикуляции. Человек, разговаривающий с ребёнком, понимает, какой звук он хочет произнести. Однако произношение больного сильно отличается от нормы.

Отличительная черта второй группы заболевания состоит в подмене трудного звука на более простой. Ребенок непроизвольно подбирает этот звук, который ему легче выговаривать.

Механическая дислалия

Механической дислалии свойственно дефектное произношение, связанное с аномалиями периферических органов речи. В результате наблюдается искаженное произношение звуков. У ребёнка может присутствовать ротацизм, сигматизм свистящих и шипящих, ламбдацизм и иные явления. Иногда наблюдается элизия звуков. Иногда страдают фонематические процессы и письменная речь. Присутствие заболевания выявляется в процессе логопедической диагностики. Она включает в себя обязательный осмотр органов артикуляции и оценку речи ребенка. Если выявлено заболевание, осуществляется коррекция звуков производительного дефекта. Действие выполняется при помощи логопедических средств. Дополнительно может потребоваться прохождение лечения у стоматолога, ортодонта и челюстно-лицевого хирурга.

Полиморфная дислалия

Полиморфным нарушением произношения называют один из видов дислалии. В простонародье такое явление именуют картавостью. Заболевание проявляется расстройством произношения сразу нескольких звуковых групп. Диагноз ставится детям старше 5 лет. При этом интеллект ребенка, иннервация и целостность органов артикуляции сохраняется. Разновидность патологии является одной из самых распространенных. С дислалией сталкиваются порядка 53% детей дошкольного возраста. В процессе взросления детей значение показателя снижается.

Фонематическая дислалия

Фонематическая дислалия у ребенка развивается в результате действия взрослого окружения ребенка. Если во время грудного периода и в процессе формирования речевых навыков ребёнок не слышит нормальную человеческую речь, возможно развитие патологии. Часто заболеванием страдают дети, с которыми сюсюкаются. У таких пациентов наблюдается нарушение связи между восприятием образа и анализом его речевого выражения. В момент начала говорения ребёнок повторяет слова взрослых. Если его не поправлять, развитие навыка замедлится.

На практике большинство родителей умиляются забавным речам маленького ребёнка. Они поощряют лепет. Порой на неправильно сказанные слова от родителей слышится бурная радостная реакция. Последствия подобного поведения со стороны взрослых членов семьи приводит к необходимости посещения логопеда в течение многих месяцев.

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия возникает из-за нарушения функционирования корковых отделов речедвигательного и речеслухового анализатора. Патология может быть спровоцирована неправильным воспитанием речи. Заболевание проявляется моторной или сенсорной неточностью произношения. В первом случае наблюдается искажение звуков. При сенсорной функциональной дислалии ребёнок заменяет их или выполняет смещение.

Выявить присутствие патологии может логопед. Обычно наличие заболевания определяется во время прохождения профилактического исследования. В первую очередь специалисты примут во внимание сформированность речевого процесса. Если будет выявлен недостаток, проводится коррекция. В случае присутствия патологии функционального характера, исправление ситуации направлено на создание артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов. Дополнительно совместно с родителями создаются благоприятное речевое окружение для ребёнка.

В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:

  • сенсорный вид — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и слухового аппарата;
  • моторный вариант — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и двигательного аппарата.

Характеризуется сенсорная дислалия нарушением различия похожих между собой звуков. Ребенок при произношении путает шипящие или свистящие звуки, глухие или звонкие, твердые или мягкие. Поэтому, когда его просят сказать, например, «слово» он может произнести «шлово», то есть происходит взаимозамещение звуков. Кроме устной речи, если пациент пишет под диктовку, он может допускать подобную ошибку и на письме.

Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.

В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.

Симптомы дислалии у детей

Дефекты звукопроизношения – это полное выпадение звуков, их искажение или замена одних другими. При этом лексическая сторона речи формируется по возрасту с употреблением падежей, в единственном и множественном числе, склонением по родам.

До 5 лет дислалия может быть и физиологической, обусловленной ранним детским возрастом.

Коррекция дислалии с упражнениями

Процесс борьбы с патологией состоит из нескольких этапов. Чтобы избавиться от дислалии, предстоит предпринять подготовительные меры, затем преодолеть фазу формирования первичных навыков произношения. Финалом работы с ребенком становится создание коммуникативных способностей. На подготовительном этапе осуществляются следующие действия:

  • ликвидируются нарушения, связанные со строением артикуляwbjyyjuj аппарата;
  • улучшение мелкой моторики;
  • происходит процесс развития обработки произношения звуков;
  • развитие фонематических процессов, если имеет место быть функциональное нарушение речи;
  • логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, если у ребёнка выявлена моторная форма функциональной дислалии.

Во время фазы формирования первичных навыков произношения происходит постановка отдельно взятого звука, автоматизируется их произношение в слове. Ребёнок учится составлять правильное предложение и тексты. Специалист предпринимает меры для развития умения дифференцировать звуки.

На последнем этапе осуществляется закрепление приобретенных навыков. Ребёнок учится безошибочно употреблять звуки вне зависимости от ситуации общения. Очень важно работать с логопедом регулярно. Занятия должны проходить минимум 3 раза в неделю. Параллельно проводится домашняя терапия. Суть состоит в выполнении особых упражнений и заданий, которые дает врач. Дополнительно проводится артикуляционная гимнастика. Продолжительность лечения составляет от 1 месяца до полугода. Точный период и результат лечения напрямую зависит от формы заболевания и степени запущенности патологии.

Упражнения, позволяющие устранить дислалию, достаточно разнообразны. Они во многом зависят от разновидности патологии. Так, если наблюдается механическая разновидность патологии, стоит проделывать следующие упражнения:

  • последовательно смыкать сначала зубы, а потом губы;
  • открывать и закрывать рот;
  • прикусывать верхнюю губу нижними зубами, а затем наоборот;
  • проводить верхними резцами по нижней губе, выполняя действие энергично.

Существуют упражнения и для улучшения артикуляции звука. В этом случае рекомендуется сложить губы в трубочку, вытягивать их вперёд и удерживать в таком состоянии 10 секунд. Другим упражнением является улыбка. Для его выполнения пациент должен улыбнуться и сжать зубы заборчиком. В таком положении необходимо пробыть от 10 секунд и более.

Еще одним методом выступает упражнение “пофыркивающая лошадь”. Пациент должен расслабить губы, а затем выдохнуть, попытавшись изобразить звук, который воспроизводят лошади. Действие рекомендуется выполнить минимум 10 раз.

Помочь при борьбе с патологией способно и упражнение “воронка”. Чтобы выполнить его, пациент должен разомкнуть зубы на счёт 1 и вытянуть губы трубочкой вперёд. На счёт 2 губы втягиваются внутрь и подворачиваются за зубы. Рекомендуется выполнять упражнение больше 10 раз.

Причины и профилактика дислалии

Причин, приводящих к развитию дислалии у ребенка, достаточно много. Врачи разделяют их на две категории — органические и социально-биологические. В первую из них включают нарушения произношения, которые возникают из-за аномалии строения артикуляционного аппарата. Проблемы с выговариванием звуков могут возникнуть в результате патологий:

Проблемы могут иметь врожденный или приобретенный характер. Так, исказить речь могут отсутствие зубов, высокий свод нёба, присутствие неправильного прикуса или укороченной подъязычной связки. На речи ребенка отражается любая из вышеперечисленных аномалий.

Социально-биологические причины также достаточно часто приводят к развитию патологии. В процессе развития речи ребенок подражает взрослым. Современный ритм жизни приводит к тому, что многие родители недостаточно часто общаются со своим ребенком. Некоторые взрослые не уделяют должного внимания развитию произносительных навыков у детей. Всё это в дальнейшем способно привести к дислалии. Не стоит ожидать, что у ребёнка правильная речь разовьется спонтанно. Если наблюдается задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку ребёнка, в последующем это может стать причиной закрепления дефектного звукопроизношения.

Отдельно специалисты выделяют категорию причин, которые приводят к развитию дислалия у детей в связи с возрастом. В этом случае речевой дефект является физиологической нормой. Он не требует выполнения специфической коррекции и в последующем исчезнет самостоятельно, если родители будут уделять достаточное количество времени для занятий с ребёнком. Нужно учитывать, что именно в дошкольном возрасте происходит закладывание дальнейших коммуникационных возможностей. Именно они в последующем играют важную роль во взаимодействии с окружающим миром.

Дислалию можно предупредить при помощи выполнения профилактических мероприятий, предупреждающих развитие нарушения речи. Для этого необходимо:

  • контролировать состояние здоровья ребенка;
  • во время беременности нужно регулярно посещать акушера-гинеколога;
  • родители должны обеспечить ребёнка всесторонней заботой, а также предпринимать меры для его полноценного физического и умственного развития;
  • окружающие ребенка взрослые должны отличаться правильной, грамотной и полноценной речью;
  • необходимо проходить своевременное обследование, чтобы вовремя выявить присутствие анатомических нарушений со стороны строения или работы органов речи.

По характеру нарушения дислалия бывает:

  • артикуляционная;
  • акустическая;
  • артикуляторно-фонетическая — возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» — «горка», «косточки» — «госточки»);
  • артикуляторно-фонематическая — характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» — «усел»);
  • акустико-фонематическая — неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).

В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.

Особенности клинической картины

Симптомы проявляются в искажении, замене, пропуске букв. Но есть определенные нюансы:

  1. При звуковом замещении симптомом болезни является изменение звука со слышимого на воспроизводимый. Это значит, что пациент производит слово, которое услышал, меняя в нем буквы.
  2. Если дислалия механическая, то больной использует в речи звуки, которые с самого начала отсутствовали в услышанных, оригинальных словах. Кроме этого, могут появиться трудности в определении схожих между собой звуков.
  3. Во время функциональной дислалии заметны ошибки в образовании одного, двух звуков. Со временем появляется изменение черт лица при получении травм, в результате которых, были повреждены кости лица, мышцы, ткани, органы.
  4. При дислалии сенсорного типа у пациента наблюдается нарушение различия схожих между собой звуков.
  5. Во время моторной патологии движения губ, языка не соответствуют воспроизводимым звукам.
  6. Отдельно выделяется сенсомоторная дислалия. При данном виде болезни в произношении звуков бывают разные проблемы. От замены букв до пропуска слов.

Дислалия – формы, причины, лечение, признаки, коррекция

Дислалия у детей – искажение или пропуск звуков при нормальном слухе и отсутствии патологий. Различают несколько видов заболевания:

  • Механическая – обусловлена патологиями органов артикуляционного аппарата.
  • Функциональная – вызванная подражанием ребенка неправильной речи взрослого (косноязычия, сюсюканья и т.д.) или нарушениями в коре головного мозга.
  • Мономорфная – нарушение произношения звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч).
  • Полиморфная – нарушение произношения звуков из разных групп (С-Р-К-Ш).

Дислалия: коррекция, причины, симптомы, признаки

Если у ребёнка выявлена дислалия, проблемы с речевым аппаратом и слухом у него отсутствуют. Однако наблюдаются трудности с произношением звуков. До 5 лет присутствие нарушений с речью наблюдается у всех детей. Если проблема сохраняется в более старшем возрасте, необходимо обследовать ребёнка.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Виды и формы дислалии

Выделяют два вида дислалии:

  1. Сложная – пациент не в силах воспринять, воспроизвести более четырех звуков.
  2. Простая – однотипные нарушения: мономорфные, полиморфные.

В логопедии формы дислалии классифицируют по звукам, с помощью таблицы на основе греческого языка:

  1. Йотацизм – плохое произношение слов с й.
  2. Ротацизм – слова со звуком р.
  3. Хитизм – трудности восприятия, воспроизведения звука х.
  4. Каппацизм – неправильное произношение слов со звуком к.
  5. Гаммацизм – проблемы с воспроизведением г.
  6. Сигматизм – в речи наблюдается замещение звуков друг другом.

Форм же у патологии три:

  1. Функциональная. Первая причина патологии кроется в речевом аппарате, органах звуковоспроизведения. Второй являются индивидуальные особенности строения нервной системы.
  2. Механическая она же органическая. Возникает из-за неправильного строения органов речи.
  3. Физиологическая. Человек не говорит на момент формирования речевого аппарата.

Функциональная дислалия, в свою очередь разделяется ещё на два типа:

  1. Сенсорная. Появляется вследствие нейронных повреждений отделов звуковоспроизводящих, звуковоспринимающих органов.
  2. Моторная. Развивается в результате повреждений речевых центров головного мозга и двигательного аппарата.

У заболевания разный характер нарушений:

  1. Акустический.
  2. Артикуляторно-фонетический. Причиной возникновения служит результат неполного формирования фонетического слуха.
  3. Акустико-фонематический. Появляется в результате неправильного артикуляционного расположения.

Полиморфным называют ещё один вид патологии. Этот случай связан с картавостью. У детей наблюдается расстройство в произношении нескольких групп звуков в одно время. Данный диагноз ставят детям старше 5 лет. Такой вид болезни считается одним из самых распространенных.

Виды функциональной дислалии

В медицине существует две основные формы дислалии. Они разделяются по причине возникновения и по месту заболевания.

  1. Функциональная – без особо грубых нарушений. Данный вид не связан с врожденными нарушениями. Проблема происходят из-за социальной жизни ребенка.
  2. Механическая – с повреждениями органов, которые участвуют в формировании речи.

Также функциональная дислалия разделяется на несколько основных форм:

  1. Акустико-фонематическая. Это неправильное произношение отдельных звуков из-за недостаточного развития. Т.е. людям трудно распознавать, что они говорят. Например, слово «кости» произносится как «гости».
  2. Артикулярно-фонематическая. В этом случае физиологический слух находится в норме. Дефекты звукопроизношения проявляются из-за недостаточного развития фонематического слуха. Чаще всего происходит неправильное употребление мягких и твердых согласных.
  3. Артикулярно-фонетическая. Нарушение речи вызвано неправильным использованием артикуляционным аппаратом. Бывают случаи, когда неправильный звук близок к правильному по акустическому эффекту, но иногда наблюдается другой тип искажения. В следствии этого окружающие не правильно воспринимают звук.

Справка! Каждый человек до пяти лет страдал физиологической формой дислалии. А всё, потому что новорожденный малыш появляется на свет с недоразвитым артикулярным аппаратом.

Также функциональный вид нарушения разделяется на два типа:

  1. Моторная функциональная дислалия. Это когда при разговоре искажаются движения речевого органа.
  2. Сенсорная функциональная дислалия дислалия. В этом случае ребенок заменяет и смешивание буквы.

Распространенность проблемы

Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%. Занятия с логопедом требуется и взрослому населению, перенесшему инсульты, ЧМТ, рассеянный склероз.

Чаще всего встречаются сочетанные нарушения звукопроизношения, препятствующие дальнейшему овладению письменной речью. При этом словарный запас может пополняться согласно возрасту, все падежи используются правильно, структура формирования слогов не нарушается, речь развита на высоком уровне.

Приём по адресу:
г. Москва, Проспект Маршала Жукова, д.38 к.1

Приём по адресу:
г. Москва, ул.Маросейка, д.6-8, стр. 4

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука — его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков — ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка. Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь.

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Причины появления

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Выделяют три формы дислалии:

  1. физиологическая — возрастной дефект речи ребенка;
  2. механическая — обусловлена неправильным строением речевого аппарата (существует вероятность наследственной передачи);
  3. функциональная — нарушение речи не вызвано патологиями органов, которые отвечают за функцию речи.

С первыми двумя формами все понятно. Но что делать, когда диагностирована функциональная дислалия? Логопедия в этом случае предлагает мощные методы коррекции, которые могут помочь пациенту. Однако первостепенно следует разобраться, чем она вызвана и как себя проявляет.

Возникновение функциональной дислалии связано с устойчивыми индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушение этого вида обратимо, в отличие от механической дислалии, которая обусловлена неправильным строением речевого аппарата, когда коррекция возможна исключительно хирургическим путем.

Симптомы функциональной дислалии

Различные формы нарушения имеют общие проявления. Несформированность выражается в замене, смешивании и искажении звуков. Неправильное произношение затрагивает только согласные, гласные остаются правильными. Также в речи человека страдают как мягкие, так и твердые звуки.

Родители должны проследить за речью своего ребенка. Первые нарушения проявляются в виде неправильного восприятия слова («гора» — «кора», «рука» — «лука»). Ребенок начинает заменять и смешивать фонемы. Нарушение может касаться как отдельных звуков, так и целых групп.

Прогноз

Прогноз зависит от уровня сложности заболевания, а также от времени потраченного на лечение.

Многие из пациентов восстанавливают собственные речевые функции. Прогноз будет отрицательным в том случае, если рекомендации врача не выполнялись, а ребенку не уделялось необходимое для его возраста внимание, домашнее развитие не дает результатов.

Причины функциональной дислалии следующие:

  1. недостаточное внимание родителей к развитию речи ребенка;
  2. наличие объекта для копирования неправильной речи ребенком;
  3. отсутствие воспитания ребенка родителями;
  4. проблемы фонематического слуха;
  5. нарушение слуха.

Основные симптомы

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия, нарушает произношение 1-4 букв из алфавита. В то время, как при физиологическом дефекте у человека нарушаются более 4 звуков.

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.

Речевая дислалия: классификация нарушения

В процессе изучения отклонения специалисты пришли к потребности классифицировать патологию, что в будущем позволило подобрать оптимальный метод коррекции речи.

Как ставится диагноз

Ребенка, а также родителей обследуют. Врач (логопед) задает вопросы, связанные с развитием, в том числе и внутриутробным, с прохождением родов, являлись ли они искусственными, естественными, наблюдались ли осложнения в речи у родителей.

После этого специалист берет для изучения медицинскую карту пациента.

Завершающим этапом обследования является проведение тестирования. Это нужно для того, чтобы определить уровень развития речи, слуха, зрения. Затем доктор начинает произносить слова, которые пациент должен повторить.

От правильности произношения слов будет зависеть оценка развития болезни. Пациенты с механическими нарушениями обследуются командой врачей (логопед, ортодонт, стоматолог, хирург, невролог).

Отличие дислалии от дизартрии

Дизартрия – это проблемы звукопроизношения из-за нарушений речевого аппарата. Отличий от дислалии немало:

  1. Возникнуть может при ослабленном здоровье.
  2. Расстройства вегетативной системы могут содействовать развитию болезни. К таким относятся: плохой сон, бессонница, бледность, повышенное потоотделение.
  3. У пациентов, страдающих недугом моторика в плохом состоянии, ловкость отсутствует, нарушена координация движений.
  4. Присутствует тремор пальцев, рук.
  5. Невозможность держать тело в неподвижном вертикальном положении, оно покачивается.
  6. Есть вероятность анемии некоторых, всех мимических мышц лица.
  7. У больного не получается жевать пищу, глотать воду, еду маленькими порциями.
  8. Мозговые процессы ухудшаются (снижается память, внимание, появляется утомляемость).
  9. Такие дети легко возбудимые, обладают отрицательным поведением, неуравновешенны.
  10. Речь отличается от нормы темпом, плавностью, смазывается звуковоспроизведение.

Причины функциональной дислалии

Функциональное нарушение развивается из-за нестабильного психологического и физического состояния ребенка. В свою очередь это может быть связано с полученными травмами.

В первую очередь дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития, а также у тех, кто перенес тяжелые болезни в момент формирования речевой функции.

К другим не менее важным причинам относятся:

  • отсутствие воспитания ребенка;
  • нарушение слуха;
  • двуязычие в семье;
  • педагогическая запущенность;
  • снижение слуха;
  • когда родители недостаточно времени уделяют малышу и к развитию речевого аппарата;
  • если ребенок копирует объект с неправильной речью;
  • проблемы фонематического слуха.

Причины дислалии

Дислалия может быть механической (органической) или функциональной.

Механическая дислалия у детей является следствием тех или иных органических дефектов периферического речевого аппарата (языка, зубов, губ, челюстей), а также нарушений его костно-мышечного строения.

К основным причинам дислалии этого типа относятся:

  • Укороченная подъязычная связка (уздечка языка);
  • Дефекты строения неба: высокое узкое (готическое) или, напротив, низкое плоское верхнее небо;
  • Укороченная уздечка верхней губы;
  • Слишком толстые губы;
  • Дефекты в строении челюстей (например, неправильный прикус – глубокий, перекрестный, открытый, прогенический или прогнатический);
  • Отвисшая нижняя губа;
  • Чрезмерно массивный (макроглоссия) или же слишком узкий и маленький (микроглоссия) язык (как правило, подобный дефект сопровождается также отставанием общего физического и умственного развития);
  • Укороченная слабо подвижная верхняя губа.

Функциональная дислалия – это неправильное звукопроизношение, которое не обусловлено какими-либо недостатками строения речевого аппарата. То есть органическая основа для ее развития как таковая отсутствует.

Причинами дислалии этого типа у детей могут стать:

  • Неправильное воспитание культуры речи в кругу семьи;
  • Подражание чьему-то неправильному звукопроизношению;
  • Использование в кругу семьи двух языков;
  • Педагогическая запущенность;
  • Недоразвитость фонематического слуха;
  • Неумение удерживать язык в правильном положении;
  • Быстрые переходы от одного движения языком к другому.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р»]
  • Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л»]
  • Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с»], [з], [з»]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г»]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к»]
  • Хитизм — недостатки произношения [х] и [х»]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Коррекция

Дислалия речи исправляется в три этапа – подготовительный, формирование первичных навыков, формирование коммуникативных навыков. Лечение начинается после того, как была произведена диагностика з.

Логопедическая коррекция на подготовительном этапе зависит от типа проблемы:

  • при механическом типе дефекта в первую очередь требуется устранение дефектов, вид вмешательства зависит от типа этого дефекта, например, при короткой уздечке потребуется пластика языка, а при проблемах с прикусом лечение у ортодонта;
  • при моторном типе имеет значение массаж и гимнастика, которые усиленно практикуются как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно дома;
  • при сенсорной функциональной дислалии логопед старается сконцентрироваться на фонематических процессах, и именно им уделяет повышенное внимание.

Параллельно логопед работает над базовыми упражнениями и ставит основные речевые навыки. Важное значение имеет правильное формирование сильной воздушной струи, которая необходима для четкого произношения, а также произношение опорных звуков и развитие мелкой моторики речи.

Второй этап предполагает усложнение работы – уже отрабатываются те звуки, которые вызывают затруднения (двумя способами – путем подражания или, если это не удается, с помощью специальных инструментов, формирующих правильную привычку). После этого звук автоматизируется в слогах, затем в словах и в предложении. Логопедическая коррекция завершается воссозданием ситуаций общения, когда логопед добивается безошибочного употребления выученных звуков во всех ситуациях.

Важно посещать занятия 3 раза в неделю и выполнять дома все заданные упражнения. Логопедическая коррекция в НИАРМЕДИК всегда показывает положительные результаты.

Профилактика функциональной дислалии

Чтобы в будущем не столкнуться с данной проблемой, каждый родитель должен знать меры профилактики.

  1. В раннем возрасте провести осмотр у профильных врачей, которые смогут выявить нарушения развития речевых органов.
  2. Уделять больше времени общению с ребенком.
  3. Если наблюдается задержка формирования речи, то необходимо обратиться к логопеду.
  4. Окружающие ребенка взрослые должны говорить на правильном и грамотном языке.
  5. Предпринимать различные меры для полноценного развития ребенка, особенно в умственном плане.
  6. Контролировать состояние здоровья.
  7. Во время беременности обязательно посещать акушера-гинеколога.

Заключение

Различные формы функциональной дислалии – это нарушение, которое корректируется и лечится. Продолжительность лечения будет зависеть от возраста и сложности нарушения.

Лучше всего проводить комплексную терапию, т.е. с участием логопеда, психолога и родителей. Каждый клиент получает индивидуальную программу для коррекции речи.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии логопедом начинается с выяснения, как протекала беременность и роды, детских заболеваний у самого ребенка, психомоторного и речевого развития в раннем возрасте, исключение патологий слуха и зрения. Обследуются органы артикуляционного аппарата.

В процессе диагностической работы отмечаются выявленные недочеты произношения, выявляется форма и вид заболевания. Проверяется возможность различения звуков. При необходимости назначаются консультации других специалистов (стоматолога, ортодонта, невролога, лора).

Превентивные мероприятия

У ребенка должен быть образец для подражания. Родители, сверстники должны произносить звуки правильно.

Посещение логопеда, стоматолога, ортопеда, хирурга является необходимой мерой профилактики.

Одной из причин возникновения патологии является психологическая травма. Стоит оградить ребенка от возможности получить такие повреждения. Это значит, что детям требуется спокойная обстановка, а самое главное отсутствие ссор в семье и должное внимание обоих родителей.

Профилактикой также служит и домашнее развитие. Можно решать задачи для соответствующего возраста, заниматься письмом, развивать память с помощью карточек с изображениями.

Лечение и коррекция дислалии у детей в логопедическом центре в Москве

Логопедическая коррекция дислалии включает 3 этапа:

Подготовительный. Во время него устанавливается контакт с ребенком. Он привыкает к обстановке и специалисту, происходит работа над развитием внимания, памяти и фонематического восприятия.

Формирование первичных произносительных навыков. Постановка отдельного звука, произношение его в слогах и словах, доведение до автоматизации.

Закрепление навыков общения. Употребление звуков в разных ситуациях, возникающих при общении. Контроль за речью.

Коррекционная работа при дислалии проводится на регулярной основе 3-4 раза в неделю. Устранение дислалии при простой форме займет от 1 до 3 месяцев; при сложной понадобится больше времени – от 3 до 6 месяцев. Один из важных факторов успешного лечения – это выполнение рекомендаций родителями. Без полного взаимодействия родителей ребенка и логопеда сложно говорить об успехах.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Более 95% детей полностью восстанавливают речевую функцию. В зависимости от степени сложности дислалии и регулярности коррекционных занятий срок выздоровления колеблется от 3 до 6 месяцев.

Если говорить о профилактических мерах, то здесь родителям нужно следить за состоянием здоровья и развитием ребенка. При обнаружении каких-либо отклонений в анатомическом строении рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

Симптомы отклонения

Дислалия отличается широким разнообразием симптомов, представленных пропусками (полное выпадение из речи), заменами (замещение другим звуком каждый раз, как только он встречается), искажением (ненормативным произношением) и смешением звуков (произношение то правильное, то неправильное). Различные симптомы проявляются в зависимости от формы заболевания:

  • при функциональной нарушается произношение одного или нескольких звуков
  • при механической – группы сходных по артикуляции звуков;
  • при физиологической наблюдается возрастное косноязычие, причиной которого является несформированность фонематического слуха и неспособность правильно управлять движениями органов речи, что само собой проходит к 5 годам.

Мы разработали для Вас специальные годовые программы наблюдения за здоровьем.
Услуги каждого пакета ориентированы на поддержание здоровья и профилактику болезней.

Годовые медицинские программы для детей

Детские годовые программы НИАРМЕДИК созданы для того, чтобы помочь родителям вырастить здорового ребенка! Программы разработаны для детей разного возраста и гарантируют качественную медицинскую помощь без очереди.

Годовые медицинские программы для взрослых

Взрослые годовые программы «С заботой о себе» разработаны для тех, кто ответственно подходит к своему здоровью. Программы включают: консультации терапевта, а также самых востребованных врачей-специалистов.

Программа ведения беременности

Сеть клиник НИАРМЕДИК предлагает будущей маме программу ведения беременности «Жду тебя, малыш!». Программа разработана с учетом передовых международных стандартов здравоохранения.

Осложнения

Если вовремя не обратиться за помощью, то в будущем возникнут более серьезные проблемы, которые спровоцируют появление других дефектов речи. Также нарушения отражаются на общении с окружающими: люди с трудом могут понимать речь дислалика.

В школьном возрасте сверстники могут высмеивать и передразнивать ребенка. А это уже скажется на психическом здоровье.

Моторная дислалия может привести к появлению ошибок при письме (под диктовку, сочинения, изложения) и чтении. Из-за этого возникает неуспеваемость в школе по гуманитарным предметам. Устранить и исправить речь может только грамотный логопед.

Сопутствующие расстройства

Кроме проблем с речью возникают нарушения письма или слуха. Некоторые дети становятся замкнутыми из-за не понимания со стороны родителей, сверстников. Патология может повлиять на состав генов, что может отразиться на потомстве или проявиться в будущем, даже если было излечено. Не исключено появление осложнений, таких как дисфагия, дислексия.

Кроме этого, может произойти искажение лица, челюсти, зубов, но только вследствие наследственности, полученной травмы.

Коррекция функциональной дислалии

Лечение и коррекция речи разделяется на три этапа. Это:

  1. Подготовительный. Здесь важно установить контакт с пациентом. Необходимо, чтобы он привык к обстановке и специалисту. Первая работа заключается в развитии внимания, памяти и фонематического восприятия.
  2. Корректировка первичных произносительных навыков. Логопед учит ставить отдельные звуки, произносить в слогах и словах. Все доводится до автоматизма.
  3. Закрепление навыков. Контроль за речью пациента. Правильное употребление звуков в разных ситуациях общения.

Справка! Работа над речью проводится три или четыре раза в неделю.

Если форма нарушения легкая, то понадобится не более трех месяцев для устранения дислалии.

Если присутствует осложненная форма, то корректировка речи будет длиться до 6 месяцев. Быстрый и успешный эффект будет зависеть еще и от родителей ребенка.

Общие сведения

Функциональная форма дислалии – это неправильное звукопроизношение. Вид речевого нарушения, которое проявляется патологией произношения звуков у людей.

Функциональная дислалия у детей обусловлена нарушением функционирования корковых отделов речевого или слухового анализатора либо неправильным воспитанием речи.

Справка! Болезнь диагностируют у детей в возрасте 3-5 лет, довольно реже у пациентов младшей школьной возрастной группы.
Неточность произношения случается из-за незавершенного созревания центрального речевого аппарата или проблем с воспитанием ребенка.

Если не уделять проблеме должного внимания, то в будущем это приведет к нарушениям чтения и письма. В ходе логопедического обследования можно установить форму заболевания. Затем врач назначит лечение, т.е. проведение работы над коррекцией речи.

Причины, группы риска

В первую группу пациентов, которые чаще всего подвержены болезни, входят дети дошкольники и младшего школьного возраста. Встречается дислалия и у взрослых людей.

Причиной этому может стать наследственный фактор, травмы лицевых костей, мышц, полученные в старшем возрасте. Психологические травмы тоже оказывают влияние, встречаются случаи, когда человек перестает говорить после серьезного шока или глубокого душевного переживания.

Причины возникновения зависят от вида дислалии, но основной является аномальное устройство языка, губ, челюстей. Расстройство может развиться вследствие психологической травмы, различных болезней, происходящих во время развития речевого аппарата у ребенка.

Основные причины механической дислалии:

  • повреждения твердого неба, губ;
  • недоразвитие челюстей, костей лица, языка;
  • повреждение, недоразвитость лица, мимических мышц;
  • резцы имеют неправильную форму, недоразвиты.

Причины функциональной дислалии:

  • недостаточное внимание родителей к ребенку, психологическая травма;
  • подражание сверстникам, копирование неправильного воспроизведения букв, слов;
  • нарушения, проблемы со слухом.

Способы коррекции дислалии

Продолжительность лечения зависит от причины возникновения дислалии. Если имеет место механическая, то изначально выполняется стоматологическая коррекция дефектов. Лучше всего выполнять эти процедуры в возрасте до семи лет.

Функциональная дислалия корректируется усилиями узкоспециализированного врача — логопеда. Лечение проводится в несколько этапов. Изначально важно подготовить ребенка к процессу лечения, рассказать, зачем это делается, что будет, если не устранить проблему. Логопеды в ходе коррекции практикуют методики для развития не только речи, но и памяти ребенка. Особое внимание уделяется дифференциации фонем пациентом. Выполняется регулярная речевая моторика и артикуляционная гимнастика, массаж.

Следующая стадия коррекция заключается в запоминании ребенком и постановки правильного произношения звуков. Это достигается путем метода подражания. Последний этап заключается в развитии коммуникативных способностей ребенка.

Важно соблюдать систематичность в процессе коррекции речи ребенка. Если дислалия простой формы, то для исправления понадобится максимум 3 месяца. В сложных случаях — около 6.

Дислалия

Дислалия – это нарушение правильного звукопроизношения, которое при этом сопровождается сохранностью слуха и нормальной иннервации артикуляционного аппарата, а также полным отсутствием нарушений речедвигательной функции головного мозга. Дислалия является самым распространенным среди всех расстройств произносительной речи и проявляется в избирательном нарушении ее звукового оформления.

Статистика показывает, что каждый третий-четвертый (а по некоторым данным даже каждый второй) ребенок-дошкольник в возрасте пяти-шести лет, каждый пятый ребенок младшего школьного возраста, а также приблизительно один из ста детей старшего школьного возраста имеют те или иные признаки дислалии.

В последние годы значительно увеличилось количество полиморфных нарушений звукопроизношения, так называемой сложной дислалии, которые препятствуют нормальному овладению письмом. Они же провоцируют дисграфию (частичное расстройство процесса письма, обусловленное недостаточной сформированностью или распадом психических функций, отвечающих за этот процесс) и дислексию (избирательное расстройство навыков чтения, имеющее неврологическую природу).

При сохранности всех остальных операций высказывания у детей с дислалией могут отмечаться:

  • Искаженное звукопроизношение;
  • Отсутствие в речи какого-либо звука или звуков;
  • Замена одних звуков в слове другими;
  • Смешение звуков;
  • Пропуски звуков (дефект встречается несколько реже).

Искажение звукопроизношения выражается в виде произношения отсутствующего в фонетической системе русского языка звука вместо правильного.

Отсутствие звука может выражаться в его «выпадении» в начале слова, в конце или в середине.

Достаточно часто дети с дислалилей заменяют правильный звук другим, который принадлежит к фонетической системе русского языка.

Наблюдаются следующие замены звуков:

  • Одинаковых по способу их образования, но отличающихся в зависимости от места артикуляции (например, взрывных заднеязычных звуков «г» и «к» взрывными переднеязычными «д» и «т»);
  • Идентичных по месту артикуляции, но отличных по месту образования (например, фрикативного переднеязычного «с» переднеязычным взрывным «т»);
  • Одинаковых по способу их образования, но разных по участию органов артикуляционного аппарата (например, «с» губно-зубным «ф»);
  • Идентичных по способу и месту их образования, но отличных по голосовому участию (например, звонких глухими);
  • Одинаковых по способу их образования и участию активнодействующего органа артикуляционного аппарата, но разных по признаку твердости/мягкости (например, ребенок произносит «ряз» вместо «раз»).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Айболит